Об изменениях на рынке кредитования малого и среднего бизнеса

Пятница, 24 Май 2013 17:36
В последние месяцы текущего года российские банки снизили темпы роста кредитования бизнеса. Ещё летом специалисты отмечали снижение интереса предпринимателей кредитным продуктам. В конце осени более половины кредитных организаций подняли процентные ставки и ужесточили требования к заёмщикам. При этом, согласно исследованиям, некоторые банки планируют дальнейшее повышение ставок, а ряд кредитных организаций рассматривает вариант свёртывания рискованных направлений кредитования бизнеса.
К примеру, во второй декаде ноября Банк ВТБ 24 объявил о повышении ставок по нескольким кредитам для бизнеса, среди которых «Целевой», «Овердрафт» и «Оборотный». Ставки выросли в среднем на 0,6 п.п.
По словам экспертов, в сегменте малого и среднего бизнеса наиболее востребованными являются краткосрочные кредитные программы. Наибольшей популярностью пользуются оборотные кредиты на развитие бизнеса. Некоторые банки предлагают подобные кредиты по минимальной ставке от 10% годовых, однако такая стоимость заёмных средств оказывается доступна не всем. В зависимости от срока кредита, кредитной истории заёмщика, его финансового положения и качества обеспечения ставка будет рассчитана индивидуально и может вырасти на несколько процентных пунктов.
При этом, когда речь идёт о кредитовании бизнеса, на окончательный размер процентной ставки могут повлиять финансовые показатели самой компании-заёмщика. Например, в середине ноября Башинвестбанк запустил кредитный продукт «Оборотный». Ставка по кредиту рассчитывается в зависимости от объёма кредита и финансового положения заёмщика. Для компаний с годовым оборотом от 2 до 60 миллионов рублей ставка по кредиту составляет от 14,7% годовых в рублях; 60—400 миллионов рублей — от 13,6%; 400—900 миллионов рублей — от 14,4%.
Банки, активно развивающие сотрудничество с предприятиями малого и среднего бизнеса, как правило, не ограничиваются изменением в ту или иную сторону процентных ставок по кредитным продуктам. Кредитные организации пересматривают линейки программ и стараются внедрять продукты, максимально отвечающие потребностям малого бизнеса. Так, к примеру, Татфондбанк ввёл продукт «Автокредит для бизнеса», который позволяет получать заёмные средства для приобретения новых и подержанных автомобилей в салонах, аккредитованных банком. Банк «Санкт-Петербург» запустил кредит для малого бизнеса «Бизнес-Прогресс», в рамках которого можно получить финансирование для приобретения транспорта, оборудования или спецтехники.
При общей тенденции к росту ставок по кредитам для бизнеса некоторые участники рынка делают свои продукты доступнее. Так, СКБ-Банк снизил ставки по нескольким бизнес-кредитам на 2-3 п.п. А Россельхозбанк сделал «Персональный овердрафт» дешевле на 1,5 п.п.
 
 

banner mirfin

okveta gif